Дидактика как теория обучения.
История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.
В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты. Функции дидактики : 1- Теоретическая
2 – практическая .
Основные категории дидактики : Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства , результаты (продукты ) обучения.
(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов. )
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний . Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5) результаты. Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления. Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов. Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике. Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства. Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия. Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления , которыми ученики овладевают в процессе обучения . Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д. Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели.
Предмет и задачи дидактики :
термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий . В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и обучения . Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения . Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется воспитание и развитие учащихся. Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных и научных ценностей , накопленных человечеством. Дидактика отвечает на вопросы : - чему учить - как учить - где учить - в каких организационных формах Основные понятия дидактики : Учебный процесс Принципы обучения Методы обучения Содержание образования Формы организации учебной работы и др. Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем ) Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ . На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
[pic] [pic] [pic] | Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл | |Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности ; | |1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило | | |вещей в картинках |дидактики» | | |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике | | |языков и всех наук |принципы сознательности , | | | |систематичности , последовательности| | | |и прочности усвоения знаний. | | | |-Стремился сильнее развивать | | | |познавательные способности уч-ся, | | | |«воспламенять жажду знаний и пылкое | | | |усердие к учению» | | | |-Разработал классно-урочную систему | | | |обучения | | | |-Выдвинул идею всеобщего образования| | | |: «учить всех всему» | |Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику | | |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка : | |1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет | | | |от 2 до 12 «сон разума» | | | |от 12 до 15 умственное вос-ние | | | |от 15 до совершеннолетия «период | | | |бурь и страстей» | | | |-Предложил учебные занятия | | | |проблемного , поискового характера | | | |-Дал характеристику методам обучения| | | | | | | |-Выдвинул идею связи обучения с | | | |жизнью , с наблюдениями явлений | | | |природы | |Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного | |Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования ;Считал что в основе | |1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента : | | |3.Азбука наглядности |форма , число , слово | | |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности , | | |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до | | | |абсурда | |Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является | |Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей | |1790-1866 |учителей |детей | | | |-Создал дидактику развивающего | | | |обучения (изложил её в виде 33 | | | |законов и правил обучения ) | | | |-Много внимания уделял закреплению | | | |материала | | | |-Утверждал : « плохой учитель | | | |сообщает истину , а хороший учит её | | | |находить » | |Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания | |Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов | |Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с | | |воспитания |жизнью , с трудом | |1824-1870 | |-Разработал принципы обучения , | |Основоположни| |основы содержания начального | |к начального | |образования | |обучения в | |-Раскрыл психологические основы | |России | |обучения |
Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского. Существенно обогатили теорию начального обучения психолого- педагогические исследования В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников , П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей . Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит , раду , Никола , Банташ , и др.
Современную дидактику обогатили педагоги-практики -
Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.
Задачи дидактики на современном этапе . 1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности 2. Формирование познавательной активности и самостоятельности 3. Активизация общего уровня развития младших школьников 4. Развитие и формирование умственных способностей 5. Проблемный характер изложения учебного материала 6. Индивидуализация и дифференциация обучения 7. Демократизация и гуманизация обучения 8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт учащихся 9. Програмирование и компьютеризация обучения 10. Работа с одарёнными детьми 11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая культура общения
Специальные дидактики – частные методики .
Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои закономерности , требует своих особых методов и организационных форм обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания. Все частные методики являются педагогическими дисциплинами , основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются в общей дидактике. Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик. Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве . Большая роль принадлежит самообразованию. САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность , направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека . Этапы становления дидактики .
I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании , основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство обучением . II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний , личностный подход, психологическое управление III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в. ), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная . В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени , личностного развития и творчества .
|