Нд, 22.12.2024, 11:36
КАБІНЕТ ІНФОРМАТИКИ VLM
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Методика викладання інформатики [3]
Загальна теорія дидактики [4]
Корисні посилання
Галузеві

Головна » Файли » Аспекти навчання » Загальна теорія дидактики

Дидактика как теория обучения
27.04.2009, 08:22
Дидактика как теория обучения.

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с
термином «педагогика» в том же значении использовался и термин
«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование
немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий
отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем
предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «
всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог
И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть
педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их
закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,
достигаемые результаты.
Функции дидактики :
1- Теоретическая

2 – практическая .



Основные категории дидактики :
Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а
также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства
, результаты (продукты ) обучения.

(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и
образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации ,
достигаемых результатов. )


Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации
цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования ,
воспитания , осознания и практического применения знаний .
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе
познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые
формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками ,
направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их
совместной деятельности. Обучение – это специально организованная
познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются
научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально-
ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В
обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными
элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3)
методы , 4)организационные формы , 5) результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний ,
умений , навыков , способов мышления.
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение
предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в
виде понятий , схем , конкретных образов.
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение
усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени
совершенства.
Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится
обучение , будущее , на которое направлены его усилия.
Содержание – ( обучения , образования ) – система научных
знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления
, которыми ученики овладевают в процессе обучения .
Организация – упорядочение дидактического процесса по
определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей
реализации поставленной цели.
Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для
его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна
с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его
осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами
являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное
оборудование и т.д.
Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие
учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики :

термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий .
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль
научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и
обучения .
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная
наука.
Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и
обучения .
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в
ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему
культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.
Дидактика отвечает на вопросы :
- чему учить
- как учить
- где учить
- в каких организационных формах
Основные понятия дидактики :
Учебный процесс
Принципы обучения
Методы обучения
Содержание образования
Формы организации учебной работы и др.
Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами
прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )
Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему
научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
. На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта
работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая
Дидактика » (1657).

[pic] [pic] [pic]
| Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл |
|Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности ; |
|1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило |
| |вещей в картинках |дидактики» |
| |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике |
| |языков и всех наук |принципы сознательности , |
| | |систематичности , последовательности|
| | |и прочности усвоения знаний. |
| | |-Стремился сильнее развивать |
| | |познавательные способности уч-ся, |
| | |«воспламенять жажду знаний и пылкое |
| | |усердие к учению» |
| | |-Разработал классно-урочную систему |
| | |обучения |
| | |-Выдвинул идею всеобщего образования|
| | |: «учить всех всему» |
|Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику |
| |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка : |
|1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет |
| | |от 2 до 12 «сон разума» |
| | |от 12 до 15 умственное вос-ние |
| | |от 15 до совершеннолетия «период |
| | |бурь и страстей» |
| | |-Предложил учебные занятия |
| | |проблемного , поискового характера |
| | |-Дал характеристику методам обучения|
| | | |
| | |-Выдвинул идею связи обучения с |
| | |жизнью , с наблюдениями явлений |
| | |природы |
|Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного |
|Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования ;Считал что в основе |
|1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента : |
| |3.Азбука наглядности |форма , число , слово |
| |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности , |
| |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до |
| | |абсурда |
|Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является |
|Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей |
|1790-1866 |учителей |детей |
| | |-Создал дидактику развивающего |
| | |обучения (изложил её в виде 33 |
| | |законов и правил обучения ) |
| | |-Много внимания уделял закреплению |
| | |материала |
| | |-Утверждал : « плохой учитель |
| | |сообщает истину , а хороший учит её |
| | |находить » |
|Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания |
|Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов |
|Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с |
| |воспитания |жизнью , с трудом |
|1824-1870 | |-Разработал принципы обучения , |
|Основоположни| |основы содержания начального |
|к начального | |образования |
|обучения в | |-Раскрыл психологические основы |
|России | |обучения |

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и
психологические работы П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.
Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-
педагогические исследования В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных
возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова = о путях формирования
общего уровня развития младших школьников , П.Я.Гальперина = о
формировании умственных способностей .
Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит , раду ,
Никола , Банташ , и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили

С.Н.Лысенкова

М.Шаталов

Н.Ильин

С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых
качеств личности
2. Формирование познавательной активности и
самостоятельности
3. Активизация общего уровня развития младших школьников
4. Развитие и формирование умственных способностей
5. Проблемный характер изложения учебного материала
6. Индивидуализация и дифференциация обучения
7. Демократизация и гуманизация обучения
8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт
учащихся
9. Програмирование и компьютеризация обучения
10. Работа с одарёнными детьми
11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая
культура общения


Специальные дидактики – частные методики .


Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои
закономерности , требует своих особых методов и организационных форм
обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики
преподавания.
Все частные методики являются педагогическими дисциплинами ,
основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются
в общей дидактике.
Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для
всех частных методик.
Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве .
Большая роль принадлежит самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность ,
направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека
.
Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании
, основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство
обучением .
II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX
в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний
, личностный подход, психологическое управление
III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в.
), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний -
основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная
. В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени ,
личностного развития и творчества .
Категорія: Загальна теорія дидактики | Додав: salal
Переглядів: 7973 | Завантажень: 0 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Пошук
Пошук на сайті
Освітні сайти
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0



Формуємо робочий настрій

Якщо ви збуджені, невпевнені в своїх силах або просто незібрані і не налаштовані на роботу, то вам не завадить послідовно прослухати ці п'ять композицій.

1. Робимо "музичний масаж" ваших емоцій.
2. Проводимо емоційне розслаблення.
3. Стабілізуємо спокійний стан.
4. Створюємо позитивні емоції.
5. Формуємо оптимістичний настрій.
Хороший настрій - запорука успіху.
Швидкість
Информер тИЦ и PR
Copyright MyCorp © 2024Зробити безкоштовний сайт з uCoz